
Как советский пенсионер подделывал исторические артефакты

В советское время фигуру Александра Пушкина буквально возвели в культ. Писатель Сергей Довлатов, работавший в 1970-х экскурсоводом в усадьбе Пушкина «Михайловское», иронично потешался, как сотрудники музея трясутся над всеми личными вещами поэта.
Любая находка, связанная с именем Пушкина, любой его малейший автограф, экслибрис или тем более материальный артефакт, воспринималась как ценнейшая реликвия.
Довольно часто рукописи ошибочно приписывали поэту, но были случаи и намеренных подделок. Самый громкий из них связан с литературной мистификацией Антонина Раменского.
Одинокий пенсионер на государственном пособии

Антонин Раменский оказался столь искусным мифотворцем, что сегодня сложно определить точно, что в его биографии факты, а что вымыслы. Он родился в 1913 году в Тверской губернии, окончил педагогический техникум и преподавал в школе при заводе. Когда ему было около 20, переехал в Москву и стал агитатором, активистом комсомольской организации, а потом членом партии большевиков. Именно партийная деятельность сулила блестящую карьеру человеку из провинции, не обладавшему какими-либо талантами.
В 1950-х у Раменского начались проблемы со здоровьем — то ли из-за того, что его избили во время агитации, то ли из-за контузии во время войны (хотя в боевых действиях не участвовал). Он получил государственную пенсию и, сидя дома, стал сочинять новую собственную биографию. В ней он — одинокий пенсионер, происходивший из древней династии учителей.
Фейковая династия

Среди предков Раменского учителя и правда были: например, его дед преподавал в приходской школе, а двоюродный дед был директором учебных заведений в разных губерниях, и, по семейной легенде, был знаком с семьей Ленина.
Раменский (умолчав о том, что его предки были из духовного сословия) начал составлять фейковую родословную. Сначала скромную, 200-летнюю, а потом довел ее до Петра I, а позже и до Ивана Грозного. В этой версии все его предки были видными учителями, занимались просветительской деятельностью и были знакомы с самыми известными людьми своего времени от Пушкина до Ленина.
Свои байки Раменский распространял через журналистов. О своих предках он выдумывал все новые и новые сенсационные подробности. Придумал Раменский и фейковый архив, в котором якобы были тысячи писем выдающихся людей и материальные ценности.
Одной из первых успешных его подделок, о которой заговорили во всесоюзном масштабе, были «пометки» Ленина на тексте первой программы партии. Их он также «нашел» в своем архиве. Для всех своих мистификаций Раменский искусно состаривал бумагу.
Подделка пушкинских реликвий

Но наиболее громкие случаи были связаны именно с Пушкиным. Раменский создал целый фонд с пушкинскими реликвиями, подделывал надписи и рисунки, продавал их или дарил крупным институциям. Он сумел ввести в заблуждение огромное количество исследователей.
В 1963 году Пушкинский Дом в Петербурге приобрёл у Раменского том «Ивангое» («Айвенго») Вальтера Скотта с пометками, якобы сделанными рукой Пушкина – включая дарственную надпись и рисунки.
«Покупка была санкционирована несколькими авторитетными экспертами, и почти 30 лет книга хранилась среди подлинных автографов Пушкина», – рассказывает один из хранителей Пушкинского рукописного фонда Владимир Турчаненко.
Среди пушкинских «реликвий» у Раменского «нашлась» также бытовая утварь и даже крестильная рубашка поэта.
Разоблачение

Лишь спустя 20 лет ученое сообщество заподозрило подлог. В 1985 году авторитетный журнал «Новый мир» опубликовал большой материал – «Акт», составленный по тому самому вымышленному архиву. Там в подробностях рассказывалась полная история династии и приводились письма известных людей, адресованные Раменским.
Фамильная история обросла уже столь немыслимыми фантазиями, что собранные в одном месте эти сведения вызвали негодования историков. Они поняли, что многое просто не соответствует действительности. Но Раменский уже не смог ответить на критику – в тот год он скончался.
Спустя десять лет сотрудница отдела рукописей Пушкинского дома Татьяна Краснобородько провела экспертизу автографа Пушкина на томе «Айвенго» и разоблачила подделку. А потом выяснила, что и другие «находки» – фальсификация.
И все-таки, по мнению некоторых экспертов, подделки Пушкина до сих пор хранятся даже в его официальных музеях. А на гербе сельского поселения Итомля в Тверской области (где был найден «архив») до сих пор красуется свеча — символ просвещения, придуманный Раменским.
